Рейтинг, составленный правительством, не имеет ничего общего с действительностью. Но сильно на нее повлияет
Правительство
представило общественности рейтинг 500 лучших российских школ.
Предполагается, что теперь наконец появились всеобщие и максимально
прозрачные критерии оценки — и что родители, вооруженные рейтингом,
смогут выбрать для детей лучшие школы страны.
При оценке работы школ учитывались баллы, полученные выпускниками школы
на ЕГЭ в 2011–2013 годах, и количество призеров и победителей
Всероссийской олимпиады школьников.
ЕГЭ и Всероссийская олимпиада — это очень простые и понятные критерии.
Рейтинг показывает, в каких школах России обучение дает высокие
результаты, выражаемые в цифрах. Цифры — это не только престиж, но и
деньги. Это и деньги для школ, которые могут претендовать на
государственную поддержку, и родительские деньги: высокие баллы по ЕГЭ и
победы на олимпиадах означают поступление в топовые вузы на бюджетные
места, что позволяет семье избежать непосильных (часто) трат на
обучение.
Некоторые проблемы с критериями стали видны сразу. Например, оказалось,
что лучшая школа — большая школа. Ведь рейтинг учитывает не процент
высокобалльников и олимпиадников от общего числа выпускников, а их
количество. Школа, которая выпускает один класс в год, даже при высоких
показателях почти неизбежно проиграет выпускающей десять классов. Просто
потому, что даже 10% стобалльников и олимпиадников от 200 выпускников —
это больше, чем 90% от 20.
У составителей рейтинга на это есть простой ответ: оценивается общий
«вклад школы в образовательное пространство России». Остальные могут
равняться на лидеров. Хотите считаться лучшими — превосходно, займитесь
поточным производством чемпионов, победителей и рекордсменов.
Большинство школ, занимающих топовые позиции в рейтингах, — это именно
школы, растящие чемпионов. Это своего рода большой спорт, в котором все
команды друг с другом знакомы. Родители детей-олимпиадников, много лет
участвующих в соревнованиях, пофамильно знают и ближайших конкурентов
своих детей, и школы, откуда эти дети вышли.
Правительство мечтает о том, что все школы будут перенимать опыт
лидеров и брать с них пример, а то и пожелают перейти под их мудрое
руководство. А все родители захотят отдать детей в лучшие школы, а школы
станут драться за каждого ученика и принимать каждого, невзирая на
способности: ведь по новому закону о подушевом финансировании — чем
больше у тебя учеников, тем больше денег. Умеешь выращивать пятьдесят
стобалльников или победителей математических олимпиад в год — возьми
теперь пятьсот человек, получи на них кучу денег и вырасти пятьсот
стобалльников.
Но победителя математической олимпиады или стобалльника, как и чемпиона
по баскетболу, можно вырастить не из каждого ребенка. Не каждому
ребенку это нужно. Не каждая семья готова играть в эти игры.
Да и опыт выращивания чемпионов у разных школ очень разный: в одних
вводят индивидуальные учебные планы и создают разноуровневые потоки по
предметам, другие жестко выдавливают всех, кто не дает высокого
результата, и оставляют только лучших. Рейтинг не учитывает даже, есть
ли в самых результативных школах отбор и отсев.
Современная российская политика в области образования исходит из того,
что для серьезных проблем с качеством обучения существуют простые
экономические решения: скажем, присоединить школы похуже к топовым,
учеников станет больше, денег тоже, руководство отличное — вперед,
растите чемпионов!
Если школа умеет растить, допустим, прекрасных физиков — дадим ей под
начало школу искусств, школу для глухих, школу для детей с девиантным
поведением — и пусть теперь все учатся в хорошей школе на сплошные
пятерки. Глухим инклюзия, физикам приобщение к культуре, музыкантам
повышение успеваемости по естественным и точным наукам, девиантным
социализация — и всем счастье. На практике школа, которая умеет растить
прекрасных физиков, постепенно оставит у себя только тех, кто
мало-мальски способен к физике, выдавит всех остальных и будет учить
оставшихся, жалуясь, что набрали кого попало, и давая средние
результаты.
Рейтинг учитывает результаты. Это важно и нужно, это полезно, но
«лучшая школа» — это не всегда школа, которая нацелена на результат,
выраженный в баллах и наградах. В некоторых странах при оценке работы
школ учитываются не только баллы единого экзамена, но и то, с кем она
работает: какому проценту учеников нужна дополнительная учебная помощь,
для какого — язык обучения неродной, сколько процентов получают
бесплатное питание (то есть принадлежат к семьям с низким доходом),
сколько — из неблагополучных семей.
Школы могут ставить перед собой разные цели: выравнивание отстающих,
или гармоничное развитие личности, или воспитание художественно, а не
академически, одаренных детей. Но если рейтинг школ предполагает, что
вознаграждаться будут только результаты ЕГЭ, последствия предсказуемы.
Оценка работы школы и региона исключительно по результатам ЕГЭ и
олимпиад создает ситуацию, при которой в высоких результатах оказываются
заинтересованы не только дети и родители, но и школы, и районы, и
города, и регионы. А это значит, что ставки все возрастают, что
результаты нужны любой ценой — и что махинации с этими результатами
совершенно неизбежны.
И, наконец, все это не имеет никакого отношения к реальным проблемам обыкновенных школ для обыкновенных детей.