Выпускникам российских школ 31 мая предстоит
сдавать ЕГЭ по русскому языку. Это, наряду с математикой, обязательный
экзамен: получив неудовлетворительную оценку, можно остаться без
аттестата. О том, как наиболее плодотворно потратить оставшееся до
экзамена время, в интервью РИА Новости рассказывает преподаватель
русского языка факультета довузовской подготовки Высшей школы экономики Екатерина Шумских.
- Екатерина Александровна, до экзамена по русскому языку
осталось меньше недели. Что можно сделать за это время, чтобы получить
балл повыше? На что обратить внимание на последнем этапе подготовки?
- Если человек не занимался на протяжении последнего
года, сейчас уже ничего не сделать. Тем же, кто занимался, но хотел бы
улучшить свои результаты и почувствовать себя на экзамене увереннее, я
бы дала простой совет: выполнить несколько вариантов ЕГЭ и понять свои
ошибки. После этого еще раз повторить материал, который, судя по
допущенным ошибкам, был недостаточно хорошо усвоен. Практически всем
найдется, что повторить, - кто-то что-то пропустил, кто-то что-то не
понял, кто-то что-то не прочитал...
- Какие задания наиболее проблематичны для наших школьников?
- Даже те ребята, кто в целом занимается хорошо,
сталкиваются с проблемами при написании творческой работы - части С. Я
часто отмечаю у наших слушателей (а результаты последнего
диагностического теста - 80 и более баллов), например, речевые огрехи,
по сути ошибки - когда человек не свободен в употреблении синонимов:
скажем, много раз повторяет слово «автор» в граничащих предложениях,
называет героя исключительно «он» или «герой» и тому подобное. В работах
встречаются также грамматические ошибки - неправильное употребление
деепричастных и причастных оборотов, придаточных предложений, а за это,
естественно, снижаются баллы.
На мой взгляд, подобное связано и с тем, что сейчас в школах мало
пишут сочинений. Раньше по каждому литературному произведению из
школьной программы, писали, по крайней мере, одно сочинение, чаще два
или три. Сейчас учителя предпочитают давать задания в форме тестов и
рефератов, отсюда и проблемы с письменной речью у школьников.
Другая проблема - для успешного написания творческой части ЕГЭ
необходимо знать основные литературные произведения школьной программы. К
сожалению, не все школьники достаточно начитанны. Особенно это касается
русской литературы XX века. Ведь современные дети, к сожалению,
зарубежную литературу предпочитают отечественной, тогда как на экзамене
лучше ссылаться на русских и советских классиков. В оставшееся время
советую прочитать хотя бы небольшие произведения, например: «Судьбу
человека» Михаила Шолохова и что-нибудь из военной прозы Бориса
Васильева, поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин» и «По праву
памяти». Конечно, тем, кто по каким-то причинам не читал пушкинской
«Капитанской дочки» (такое тоже бывает), советую прочесть, поскольку
это даст вам аргументы к текстам с разной проблематикой:
культурно-исторической, духовно-нравственной, морально-этической.
- А что является наиболее затруднительным при написании частей A и B?
- Мне сложно говорить о российских школьниках в целом, но, скажем,
мои слушатели на факультете довузовской подготовки задания части А
обычно пишут хорошо, ведь они довольно простые, но иногда учащиеся
сталкиваются с проблемами при выполнении поисковых заданий части B.
Скажем, если нужно найти односоставные безличные или какие-то
придаточные предложения, местоимения указанного разряда и прочее. Не
берусь судить, с чем это может быть связано, но, думаю, это проблема
достаточно общая.
- Какие пособия вы бы посоветовали школьникам?
- Это по-прежнему различные пособия Розенталя. В них есть всё, это
своего рода классика. У наших слушателей были пособия для каждого
модуля. Кроме того есть школьные учебники, целый ряд современных пособий
и справочников по русскому языку с грифом Федерального института
педагогических измерений. В целом сегодняшнему выпускнику, нормально
учившемуся в школе и систематически готовившемуся к экзамену,
самостоятельно восполнить какие-то небольшие пробелы не составит труда, к
тому же и весь Интернет к его услугам.
А на экзамене советую быть собранными, работать без суеты,
внимательно вчитываться в формулировки заданий, стараться думать и
рассуждать, тщательно поработать с черновиком. И пусть всем повезёт с
текстом для сочинения!
Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости